Озвучены итоги ежегодного исследования «Индекс туристической привлекательности регионов России». Челябинская область вошла в тройку самых привлекательных регионов Уральского федерального округа, как пример сочетания разных форм туризма: от промышленного до экологического. На верхних строчках рейтинга разместились Свердловская и Тюменская области.
В общем рейтинге российских регионов по уровню привлекательности Челябинская область занимает 15 позицию, разделив ее с Псковской, Тверской, Новгородской, Самарской и Ленинградской областями. В первую десятку попали Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская область, Свердловская и Тюменская области и ряд других регионов.
«Образ Челябинской области последовательно меняется. Мы уходим от восприятия его как исключительно промышленного, и в массовом сознании уже сформировался новый имидж – туристически привлекательный. Южный Урал сегодня привлекает туристов своим природным ландшафтом, всесезонными горнолыжными и термальными комплексами. С каждым годом растет популярность промышленного туризма в регионе. На сегодняшний день наши индустриальные экскурсионные туры одни из лучших в стране и отмечены высокими наградами на федеральном уровне», - прокомментировал генеральный директор Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Максим Мельников.
Индекс туристической привлекательности регионов России сформирован для развития внутреннего и въездного туризма, а также продвижения туристического потенциала регионов России. Оценка проводилась на основе 50 показателей, в их числе развитие инфраструктуры, количество достопримечательностей, доступность отдыха, безопасность и экологичность.
В последние годы в Челябинской области наблюдается устойчивый рост ключевых показателей в туристической сфере. В 2024 году за десять месяцев количество туристов, остановившихся в отелях и гостиницах, превысило отметку 1,1 млн человек, что на 9% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. Доходы коллективных средств размещения, которым как раз относятся гостиницы, отели, хостелы, увеличились на 23% и составили более 10,1 млрд рублей.
Челябинская область занимает лидирующие позиции по количеству проведенных туристами дней: сегодня этот показатель составляет 3,9 суток. Значительную часть турпотока составляют жители, проживающие в Уральском Федеральном округе (33% от общего турпотока), Свердловской области (20%), Республики Башкортостан (20%). Наблюдается рост туристов из Москвы и Московской области (8% от общего турпотока), Санкт-Петербурга (2%) и Сибири.
Высокий интерес гости и жители области демонстрируют к природному туризму. На территории региона действует 3 национальных парка, 141 особо охраняемая природная территория регионального значения, по ним проходят 146 туристических троп и маршрутов общей протяженностью свыше тысячи километров.
Большой поток туристов приходится на горнолыжные центры. В регионе 12 горнолыжных курортов являются точками для притяжения туристов. На их территории действуют 88 горнолыжных трасс общей протяженностью 107 километров. Горнолыжные комплексы региона подходят как для массового катания, так и для проведения спортивных соревнований федерального и международного уровня. Современная инфраструктура, активная спортивная повестка привлекает туристов из других регионов.
Челябинская область также входит в число регионов, лидирующих по промышленному туризму. В 2024 году в четыре раза увеличилось количество предприятий, вовлеченных в промтуризм. На сегодняшний день открыты для экскурсий 46 предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в самых разных отраслях. Все из них прошли обучение по федеральной образовательной программе «Открытая промышленность», в рамках которой были разработаны качественные и безопасные индустриальные туры на производственные площадки.
В 2024 году также активно развивается новое для Челябинской области направление туризма с использованием железнодорожного транспорта, в рамках которого регион посетило более 800 туристов из Республики Башкортостан и Самарской области.
В 2025 году работа по развитию туристической инфраструктуры будет продолжена. В числе приоритетных задач – увеличение номерного фонда коллективных средств размещения, обустройство и развитие природных территорий, улучшение транспортной инфраструктуры для развития автомобильного туризма в регионе, а также создание новых туристических продуктов в рамках межрегионального взаимодействия и обмена турпотоком. В планах на следующий год – расширение производственных площадок для промышленного туризма, создание новых туристических объектов в сельской местности и поддержка тревел-проектов в сфере образовательного туризма для школьников и молодежи.
Фото Александра Кокорина